Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №7-8, 2017
Не балетом единым…
Рейтинг "Музыкальной жизни"
 

В год столетия Октябрьской революции ожидалось что-то взрывное и провокационное в жизни вообще и в культурных событиях в частности. Предчувствия эти оправдались именно во второй половине сезона 2016/17, что и повлияло на финальную картину рейтинга.
В опросе, проводимом «Музыкальной жизнью», приняли участие постоянные авторы журнала, независимые критики и представители различных бумажных и электронных СМИ – Мария Бабалова, Лариса Барыкина, Екатерина Бирюкова, Сергей Бирюков, Марина Гайкович, Владимир Дудин, Наталья Зимянина, Екатерина Кретова, Майя Крылова, Илья Овчинников, Алексей Парин, Петр Поспелов, Ольга Русанова, Гюляра Садых-заде

Оперная премьера сезона
«Билли Бадд» Бриттена в Большом театре

Балетная премьера сезона
«Сюита в белом» С.Лифаря

Персона сезона
Теодор Курентзис

Концертный проект сезона
«Другое пространство» Владимира Юровского в Московской филармонии

Фестиваль
«Вайнберг. Возвращение»

Событие сезона
Отмена балета «Нуреев» в Большом театре

Разочарование сезона
Гастроли Ла Скала на сцене Большого театра

Дебют сезона
Анна Нетребко

Самое ожидаемое событие предстоящего сезона
Балет «Нуреев» в Большом театре


На театральных подмостках
Оперные спектакли в прошедшем сезоне «сыпались» как из рога изобилия. «Самый трудный выбор, – считает Сергей Бирюков, – определить лидера из такого количества поистине достойных работ. Было много ярких премьер: “Манон Леско” в Большом, сенсационная из-за участия Анны Нетребко; “Пассажирка” в Новой Опере, произведшая огромное впечатление актуальностью темы и яркой музыкой; “Семь смертных грехов” в Геликоне – пронзительное слово музыкальной правды от Бертольта Брехта и Курта Вайля; “Снегурочка” в Большом – принципиально новый, остро социальный взгляд режиссера Александра Тителя и дирижера Тугана Сохиева на притчу Островского и Римского-Корсакова как на оперу-предупреждение; “Трубадур” в постановке Дмитрия Бертмана в Геликоне – тоже остросовременное исследование феномена мести; “Сицилийская вечерня” в Мариинском театре, открывшая оперу, которая не шла здесь полтора века.

Но по сумме качеств я, пожалуй, все же выберу “Билли Бадда” в Большом театре: здесь и актуальная тема вражды и мести, и потрясающая музыка Бриттена, и мощная постановка режиссера Дэвида Олдена, и изумительное исполнение под руководством дирижера Уильяма Лейси».

«Билли Бадд» – копродукция с Английской национальной оперой и Немецкой оперой Берлина – получил после показа на Новой сцене Большого театра в ноябре 2016-го наибольшее количество положительных рецензий, отметивших адекватность режиссуры Дэвида Олдена замыслу авторов и ее гармонию с музыкальной частью – певцами, оркестром, хором, руководимыми Уильямом Лейси. Событие стало безусловным лидером и в рейтинге «Музыкальной жизни» – семь голосов «за».

«Сектором Газа» оказался балет: лишенная своего главного события – премьеры «Нуреева» Демуцкого–Посохова–Серебренникова, балетная номинация для многих оказалась обескровленной. Скандал с отменой спектакля за шесть дней до премьеры ожидаемо выдвинул «Нуреева» в номинациях «Событие сезона» и «Самое ожидаемое событие предстоящего сезона»… Ждать осталось недолго: с мая 2018 года показ балета передвинули на декабрь 2017. Следим за афишей!

За отсутствием явного лидера, чаще упоминалась премьера «под занавес» сезона – «Сюита в белом» Сергея Лифаря, поставленная на сцене МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко новым худруком балета Лораном Илером. Если причиной снятия «Нуреева» послужила «сырость» и недоученность труппой балетной партитуры (такова официальная версия, высказанная Владимиром Уриным на брифинге в Большом театре), то своим успехом «Сюита в белом» обязана филигранной выделке и технике высшего калибра, которой блеснули танцовщики «Стасика».

Петербургские коллеги отметили и премьеру «Ярославны» – больше из-за сильной музыки Бориса Тищенко, чем за собственно балетные достижения (хореографию восстанавливал на сцене Мариинского театра Владимир Варнава). По мнению Гюляры Садых-заде, «премьера оказалась важна из-за исторической значимости самого события: “Ярославна” Виноградова, некогда шедшая на сцене МАЛЕГОТа, со временем превратилась в балетную легенду. Для молодого Бориса Тищенко балет оказался настоящим прорывом в карьере. Экспрессивно-яркая симфоническо-хоровая партитура “Ярославны” перевернула представления о том, какой может быть музыка в балете».

Два голоса были отданы и за «Балеты Стравинского» («Поцелуй феи» в хореографии В.Самодурова, «Петрушка» – В.Варнавы, «Жар-птица» – А.Мирошниченко) в Пермском оперном театре. Их отметили «не как высшее достижение сезона (их, к сожалению, вообще не было, несмотря на обилие премьер), а как показательный пример разнонаправленных тенденций современной российской хореографии за один вечер, – так формулирует свою позицию Лариса Барыкина. – Есть нечто общее, что объединяет не только премьеры этого вечера, но и самые заметные хореографические премьеры всего сезона. Балет увлечен только собой и своим прошлым. Новый балетный пассеизм даже пугает. В преддверии 200-летнего юбилея Мариуса Петипа в следующем сезоне нам, видимо, так и не светит увидеть какие-то новые содержательные или формальные балетные идеи».

Дебют сезона
Парадоксальное на первый взгляд решение – выдвинуть в этой номинации нашу примадонну Анну Нетребко. Но тот факт, что, выступив чуть ли не на всех престижных сценах мира, она только в декабре 2016 года спела в Большом театре в постановке «Манон Леско» Пуччини, был воспринят, как нечто экстраординарное. Собственно говоря, год назад ее дебют в Большом был расценен критиками как самое ожидаемое событие нового сезона. И Анна Нетребко не разочаровала: несмотря на легкое недовольство сложной акустикой Исторической сцены, ее голос звучал великолепно, а сама она предстала идеальной Манон – легкомысленной, взбалмошной, но невероятно обольстительной и искренней. Единственный нюанс, который омрачает долгожданное «боевое крещение» Нетребко на Исторической сцене – из-за насыщенного графика дива спела только в премьерной серии спектаклей.

Среди выделенных коллегами работ, безусловно, не остались не замеченными дебюты: Елены Стихиной в партии «Саломеи» в одноименном спектакле Мариинского театра, Диляры Идрисовой в опере «Геракл» Генделя Башкирского оперного театра, Богдана Волкова в «Манон Леско» и «Идиоте», Ольги Селивёрстовой в «Снегурочке» в Большом театре, новосибирского тенора Ивана Гынгазова в «Трубадуре» «Геликона».

Персона сезона
В этой номинации чаще других называлось имя Теодора Курентзиса – дирижера, всегда делящего профессиональное сообщество на два противоборствующих лагеря. Но маэстро продолжает, оставаясь «над схваткой», закладывать новые тренды и вкусы столичной публики. Речь идет и о его «ночных концертах» с музыкой Прокофьева и Рамо в БЗК, исполнении Реквиема Моцарта, переросшего в полуночный флешмоб в фойе в КЗЧ, и о его дебюте в Зальцбурге, где маэстро принимали многоминутными овациями. Важно то, что везде с ним были его пермские коллективы – хор и оркестр MusicAeterna. Силой воли и яркостью таланта Курентзис стирает грани между периферией и центром.

В эту номинацию, но с меньшим количеством голосов, выдвигался еще один герой Зальцбурга – деятельный Владимир Юровский, не знающий себе равных по глубине погружения в любые симфонические и оперные партитуры, – за очередные просветительские акции и за московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. Был упомянут также Кирилл Серебренников, оказавшийся в эпицентре публичных скандалов далеко не только творческого свойства.

Фестивали и концертные проекты
Вероятно, в будущем эти номинации потребуют более серьезного разграничения. Практика показала, что за последние пару лет оба понятия серьезно сблизились. Количество фестивалей в России множится год от года, причем каждый имеет свою привлекательную индивидуальность. В прошедшем сезоне из таких новостей коллеги выделяли фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», позволивший представить панораму деятельности региональных музыкальных театров не сквозь дырочки сита «Золотой маски».

В эту же рубрику многие причислили февральский парад опер Вайнберга, прошедший в Новой Опере и в Большом театре (где, кроме собственной премьеры «Идиота», была показана екатеринбургская «Пассажирка»). Согласимся, что концентрация на коротком пространстве трех оперных постановок вполне может рассматриваться как фестиваль. «За последнее время аналогов форуму “Вайнберг. Возвращение”, который объединил бы столичные и региональные театры, солистов, ансамбли, представителей мирового научного сообщества, не припомню», – подчеркивает Марина Гайкович.

А обращение к творчеству незаслуженно забытого современника – благородная акция, идеологом которой стал наш коллега Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение».
Лидером «Концертного проекта» предсказуемо оказались Владимир Юровский и Московская филармония с фестивалем «Другое пространство», отмеченным за, в общем-то, сходную цель – «за просветительство в области современной музыки». Фестиваль действительно стал ярчайшим событием и по контенту («прошли премьеры доселе не звучавших в России важнейших сочинений Булеза, Штокхаузена и Берио, а также много другой неизвестной музыки», – отметил Петр Поспелов), и по формату (кстати, в программе также присутствовали «ночные» камерные концерты, after party после больших симфонических программ). На втором месте идет концерт Франко Фаджоли в рамках фестиваля «Opera Apriori». Аргентинский контратенор дебютировал в Москве, хотя его первый визит в Россию состоялся несколькими сезонами раньше – на фестивале Earlymusic. На столичной сцене обладатель Premio Abbiati исполнил репертуар, отсылавший к одному из свежих релизов Фаджоли – Rossini – с фрагментами из редко звучащих опер великого итальянского классика.

Разочарования, тренды и ожидания
Поводов для разочарований было много: частично они упоминались выше и касались, во многом, сюжетов балетного сезона. Среди разброса мнений три голоса «набрали» гастроли Ла Скала, состоявшиеся в сентябре 2016 года. Чуда второго пришествия, увы, не случилось: удивила в отрицательном смысле как концепция данных гастролей в целом, с акцентом на симфонические концерты, так и выбор ординарной постановки «Симона Бокканегры» Верди с не самым звездным составом певцов.

Также критики упоминали среди разочарований сезона конфликт в Камерном музыкальном театре имени Б.Покровского, в результате которого произошло упразднение должности главного режиссера и увольнение занимавшего этот пост Михаила Кислярова. Мы так и не услышали внятной мотивации Геннадия Рождественского, инициировавшего этот шаг. Ждем развития событий!

Тренды многообразны и разветвлены. Это и стабильное расширение «империи» Валерия Гергиева от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Москвы до Владикавказа, и выход на передние рубежи плеяды молодых режиссеров, занявших ответственные позиции в региональных театрах (Екатерина Василева в Челябинске, Филипп Разенков в Уфе и Вячеслав Стародубцев в Новосибирске), «в то время как в столицах отечественных оперных режиссеров предпочитают не замечать. Хотя и тут Мариинский театр опережает столичные – здесь в этом году прошло два абонемента, где, пусть и под рояль, и в концертном зале (имени Прокофьева), но все же молодые ставили небольшие спектакли – для детей и взрослых», – таково мнение Марины Гайкович.

В грядущем сезоне столичные музыкальные театры приготовились воплотить в жизнь самые амбициозные планы. Кэти Митчелл поставит «Альцину» Генделя (копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованс) на Новой сцене Большого театра; лидер вахтанговцев Римас Туминас, не без поддержки Тугана Сохиева уверовав в свои силы, совершит третий подход к русской опере. Выбор вновь пал на вечную классику – «Пиковую даму» Чайковского (спектакль войдет в репертуар Исторической сцены ГАБТа). Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко также наточил пики в готовности к сражению за искусство: одной из самых интригующих работ обещает стать «Триумф Времени и Бесчувствия». К этой опере-оратории Генделя намерен подступиться Константин Богомолов, режиссер-провокатор, саркастичный и бескомпромиссный enfant terrible, известный своими экстравагантными, полными всяческих безобразий интерпретациями романов Достоевского и трагедий Шекспира. В России «Триумф Времени» еще никогда не был представлен сценически. Премьера намечена на май, а до этого момента «Стасик» обещает восстановить «Обручение в монастыре» Прокофьева. Из ожидаемых событий регионов – «Норма» Вячеслава Стародубцева в НОВАТе с Вероникой Джиоевой в титульной партии.

И, конечно, мы пока еще окончательно не осознаем, что открытие в конце будущего года концертного комплекса «Зарядье» резко сместит соотношение сил на музыкальной карте Москвы.

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2017
Журнал Музыкальная жизнь